Страничка логопеда

Помощь родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей.

 

  Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс. Ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринять обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственной.

    Дефекты произношения сами собой не исчезают. Однако при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. В этом и заключается одна из основных задач работы логопеда – формирование правильного звукопроизношения. На специальных занятиях логопед осуществляет данную работу. Однако велика роль семьи , родителей в воспитании правильного звукопроизношения у детей. Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости помогать детям, неправильно произносящим ту или иную группу звуков, в семье.

      Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребёнка имеет речь взрослых, и как нужно разговаривать с маленькими детьми.

     Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произносить каждый звук, не торопясь, не «съедать» слогов и окончаний слов.

     Совершенно неуместна «подделка» под детский язык. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребёнка многие слова долетают искаженно ( «смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ваще» вместо «вообще» и т.д.)

      Особенно чётко необходимо произносить незнакомые слова, новые для ребёнка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери , вы побуждаете их отвечать , а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

  Вы должны приучать малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. Опытный педагог, присмотревшись к вновь поступившим детям, очень быстро составит мнение о том, что дала ребёнку семья (общее развитие, интеллект, развитие речи). Если бы все родители понимали это, они, наверняка, находили бы больше времени для занятий со своими детьми.

     Для получения быстрого и качественного эффекта в коррекционной работе необходимы систематические занятия родителей дома. Проводить их следует в форме игры перед зеркалом, в котором ребёнок может контролировать правильность движения артикуляционного аппарата. Делая определённые целенаправленные упражнения,  родители  помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению тех звуков, которые он плохо произносит.

  

Работая с детьми дома, родителям следует помнить:

 

  1. всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, строго следуют его рекомендациям;
  2. нельзя принуждать ребёнка заниматься;
  3. занятия не должны ребёнку надоедать. Следите, чтобы он от неё не уставал;
  4. занятия проводятся перед зеркалом;
  5. все упражнения проводятся неторопливо, ритмично, чётко, без напряжения;
  6. некоторые упражнения выполняются под счёт, который равномерно ведёт взрослый;
  7. чаще сравнивайте образец (действия взрослого) с рабочим вариантом (действия ребёнка);
  8. не фиксируйте внимание ребёнка на его ошибке, подбодрите его, вернитесь к более простому уже отработанному материалу.

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребёнка. Стихотворная форма описания выполнения упражнения помогает этому.

 

Упражнение «Иголочка»

 

Цель: выработать умение делать язык узким, напрягая его мышцы .

 

Язык в иголочку превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз ,два, три, четыре, пять !

Иголку я могу держать.

 

 

Упражнение «Маляр»

 

Цель : отработать подъем языка вверх , его подвижность.

 

Красить потолок пора,

Пригласили маляра.

Челюсть ниже опускаем,

Язык к небу поднимаем,

Поведём вперед-назад –

Наш маляр работе рад!

 

Для правильного звукопроизношения необходимо ещё одного условие – это наличие красивой, сильной воздушной струи. Существует ряд упражнений, цель которых – выработать отрывистую сильную струю воздуха. Это такие упражнения как  «Фокус» , «Задуй свечу» , «Сдуй ватку» , «Загони мяч в ворота».

    

    Если Вы старательно и терпеливо будете выполнять все упражнения, не будите лениться делать артикуляционную гимнастику и гимнастику для дыхания, если будите заставлять язычок ребёнка трудиться, то уже скоро появятся первые результаты. Но, если язычок все еще упрямится – не огорчайтесь. Обсудите эту проблему с логопедом и выработайте новую тактику работы.

 

 

Учитель-логопед Новикова Оксана Борисовна.

 

Игра как средство формирования фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжающееся целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов, лежащих в основе успешного освоения им в будущем собственно учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам (элементам письма, чтения, счета) .

Усвоение звуковой стороны слова – сложный процесс и чтобы не было задержек в речевом развитии ребенка, этот процесс не должен происходить стихийно. Эти процессом целенаправленно должны руководить взрослые. Для того чтобы ребенок смог в элементарных формах осознавать звучащую речь, фиксировать знания о звуковой стороне ее в своем сознании, а также использовать в собственной речи, необходимо создавать специальные педагогические условия. Одним из таких условий является игра со звучащим словом. Включение в педагогический процесс системы игр и упражнений со словом (с опорой на наглядность) является очень важным, так как это специфический способ обследования детьми структуры слова и выявления основных характеристик звучащей речи.

Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей: на занятиях по обучению грамоте, по ознакомлению с художественной литературой, с окружающим, на всех других занятиях, а также вне их – в играх, труде, в повседневной жизни. Однако на специальных речевых языковых занятиях развитие речи, обучение родному языку является центральным, доминирующим.

На специальных речевых занятиях решаются главные задачи по развитию фонематических процессов дошкольника:

- развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия;

- совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики;

- закрепление и автоматизация произношения звуков;

- закрепление, уточнение и активизация лексического материала на занятиях по развитию речи, других занятиях, в режимных моментах;

- закрепление сформированных грамматических категорий;

- формирование диалогической и монологической форм связной речи;

- закрепление навыка звукослогового анализа и синтеза;

- закрепление навыка чтения;

- подготовка детей к письму, формирование графических навыков;

- развитие памяти, внимания, мышления.

Таким образом, основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи. Дети уже могут четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

Для развития фонематического слуха важно использовать игры, задания типа: «Угадай кто это», «Где позвонили? », «Жмурки с голосом», «Тихо – громко», «Улавливай шепот». У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им повторять (хлопками, отстукиванием) ритмический рисунок, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом развивается и речевое, и неречевое слуховое восприятие ребенка.

Для развития фонематического восприятия детей учат сравнивать простые фразы, выделять и запоминать определенные слова в ряду других сходных или различных по звуковому составу, подбирать картинки, соответствующие словам, которые начинаются на заданный звук, различать отдельные звуки сначала в ряду других звуков, затем в слогах и словах (сходных и различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу.

Игры со звучащим словом, игровые упражнения, останавливающие внимание на звучании слов, соотношении звуков в них, сравнении звуковых оттенков, сопоставлении слов, сходных по звучанию (Мила – мыла, мишка – мышка, Анна – ванна) воспитывают у детей фонематическое восприятие.

Старших дошкольников учат подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение: «Зайчик-зайчик, где гулял? » (На полянке танцевал) ; «Где ты, белочка, скакала? » (Я орешки собирала) ; «Эй, зверята, где вы были? » (Мы грибы ежам носили). Их приучают изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро). Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной, восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Воспитатель должен создавать условия для развития речевой деятельности и речевого общения детей:

- организовывать и поддерживать речевое общение детей на занятиях, вне занятий, побуждать внимательно, слушать других детей и вслушиваться в содержание высказываний;

- создавать ситуацию общения;

- формировать навыки самоконтроля и критического отношения к речи;

- организовывать игры на развитие звуковой культуры речи;

- привлекать внимание к длительности звучания слова, последовательности и месту звуков в слове;

- проводить работу по развитию слухового и речевого внимания, слухоречевой памяти, слухового контроля, словесной памяти;

- привлекать внимание к интонационной стороне речи.

Основным условием осознания звуковой стороны слова является педагогически организованное речевое общение ребенка и воспитателя. Воспитатель постоянно создает игровые ситуации, которые заставляют детей размышлять, экспериментировать над словом, искать нужные слова: предлагает заменить слово графическим изображением; перепрыгивать через скакалку столько раз, сколько частей в слове; прошагивать по веревке длинное или короткое слово; проводить игры-эстафеты на произнесение слова с определенными звуками или осмысление места ударения в слове и др. Все это обеспечивает в занимательной форме осмысление дошкольниками звуковой формы слова.

Развивая речь ребенка важно помнить: опора на значение слова является очень важной в работе со старшими дошкольниками. Подбирать задания для развития фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно. Например: «Придумайте название действия на заданный звук» (звук П – прыгать, плавать, пришивать, покупать и др.) ; «Придумайте слова со звуком Р, отвечающие на вопрос «какой? » (круглый, оранжевый, ароматный) ; «Выберите из предложенных картинок те, названия которых отвечают на вопрос «кто? » и состоят из шести звуков (доктор, корова, собака, мальчик и др.) ; «Придумайте слово, обозначающее орудие действия, и отвечающее на вопрос «чем? » (топором, лопатой, иглой) .

В результате обучения уровень знаний о звуковой стороне слова заметно повышается, формы творческого проявления речевой активности становятся разнообразными. Это загадки о звучащем слове, сказки про слова и звуки, рифмо- и стихотворчество, различные вопросы о речи и языке.

Самостоятельные загадки о слове – показатель высоких возможностей старшего дошкольника в области речевого творчества. Они свидетельствуют об усвоении детьми наряду со звуковыми особенностями речи богатого лексического материала. Например: «Какой это цветок, если он имеет желтую серединку и много белых лепестков, а в названии его слышится три части и звуки «р» и «ш»? » (Ромашка) .

Важный этап в работе с детьми старшего дошкольного возраста – составление рассказов и сказок про слова и звуки. Детям предлагается зачин – «Жил-был», «Это было летом» и т. п. Оговаривается, чтобы ребенок в ходе сюжета вклинивал умственные задачи, связанные со звучанием слова. Например, ребенок говорит: «Идет, а навстречу ему зверек, в его названии первый звук «х», а последний «к», слово состоит из двух частей, ударение на втором слоге».

В придумывании сказок дети составляют сложные задачи для слушающих. Процесс единовременного создания, построения сказочного сюжета, быстрого мысленного подсчета количества слогов в слове, вычленения отдельных звуков, нахождения ударения в слове, употребления специальных звуковых терминов и грамотной формулировки речевой задачи формирует развитие фонематического анализа и синтеза, что является важнейшей предпосылкой для обучения грамоте.

В старшем дошкольном возрасте начинается подготовка к овладению письмом. Этому способствуют занятия рисованием, лепкой, аппликацией, а также работа с различными материалами: бумагой, тканью, проволокой (поделки из них). Такие занятия развивают мелкую мускулатуру пальцев, рука ребенка становится более гибкой и послушной. Дети овладевают навыками и умениями работать с карандашом, кистью, ножницами, развивают содружественные движения обеих рук, руки и глаза. Выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляция размаха и т. д) помогает раскрашивание карандашами книжек-раскрасок (можно отбирать картинки с некрупными изображениями) .

Воспитатель должен внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Причем очень важно, чтобы все ошибки детей исправлялись воспитателем корректно. Ни в коем случае не следует передразнивать ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности (вплоть до полного молчания в группе, замкнутость, отрицательное отношение дошкольника к воспитателю, к обучению в целом.

Итак, показано, что игра является наиболее доступным для старших дошкольников средством формирования фонематических процессов. Включение в занятия по развитию фонематических процессов у старших дошкольников комплекса специальных игр и упражнений со словом (с опорой на наглядность) является очень важным, так как это специфический способ обследования детьми структуры слова и выявления основных характеристик звучащей речи.

Сочетание обучения и игры формирует у старших дошкольников интерес к звучащему слову, что в свою очередь является условием профилактики нарушения письменной речи.

 

 

 

 

Как развить фонематический слух?

 

Умение различать, анализировать и синтезировать звуки речи (или, говоря научным языком, фонематический слух) является основой основ. При несформированности этой способности ребенок не понимает смысла сказанного, слыша не совсем то, что прозвучало на самом деле. Позже он продолжает путать близкие по звучанию звуки при их звуковом воспроизведении и буквенной записи, и в итоге чувствует себя немного иностранцем в родной языковой среде.

Полагаем, проблемы, к которым это может привести в более старшем возраста, вполне очевидны: это, в первую очередь, сложности при обучении чтению и письму (особенно это скажется при обучении иностранному языку) и проблемы с обучением вообще.

Говорить? Слышать!

Именно поэтому развитию фонематического слуха уделяется такое серьезное значение и педагогами, и логопедами. Но нередко вопреки всем стараниям и специалистов, и родителей никаких ощутимых сдвигов не происходит, и ребенок так и не может отличить на слух "мишку" от "мышки" и "шишки".


В этом случае, скорее всего, причина кроется в том, что недостаточно проработан предыдущий - неречевой - этап звукоразличения. Он гораздо более древний по своему происхождению, и именно на него опираются более сложные психические процессы. Как нельзя научиться мыслить и говорить, не научившись воспринимать, так и формирование речи начинается гораздо раньше того момента, когда Вашим ребенком будет произнесена его самая первая фраза. Сначала развивается умение различать бытовые и природные шумы, голоса людей и животных, а также умение соотносить собственно звуки с видом их источников. Не менее важным является развитие чувства ритма.

 

Это крайне важный этап, и отнестись к неречевому развитию нужно со всей серьезностью и... несерьезностью. Парадоксально? Отнюдь. Ведь мы сейчас, как всегда, когда речь идет об обучении детей, будем играть, а что может быть одновременно серьезней и несерьезней игры?

 

Открытый урок

Лето - отличная пора для прогулок. В городе ли Вы или за городом, мир вокруг переполняется звуками, и сейчас каждый из них - Ваш помощник, Ваш дидактический материал. Шум дождя и щебет птиц, шорох шин и скрип дверей, стрекот кузнечиков, шелест листьев, плеск воды - обращайте на них внимание ребенка, обсуждайте, что на что похоже и что от чего (и чем) отличается. Начните с наиболее не похожих друг на друга звуков и постепенно переходите на те, что сходны по звучанию.

Экспериментируйте с миром - "ищите" звуки в предметах. Топайте, шуршите, стучите, хлопайте - громче и тише, быстрее и медленнее. Чтобы это закреплялось в памяти, можно подпевать: "Водичка-водичка, кап-кап-кап, ножницы-ножницы, чик-чик" - и так далее. Поэзия не самая высокоинтеллектуальная, однако с ее помощью ребенок может "записывать" звуки в памяти и изобретать их словесные аналоги самостоятельно.

 

Пошуршим-позвеним?

А теперь перейдем к самому интересному: практике.

Дайте ребенку бумагу и целлофановый пакет-"маечку" - и то и другое шуршит, но совершенно по-разному. Как по-разному будут звучать стеклянный стакан и фаянсовая кружка, если по ним постучать чайной ложкой. Дети очень любят эту игру и с энтузиазмом настоящий ученых начинают пробовать мир "на звук".

После того, как ребенок выучил определенный "звуковой алфавит", пришла пора поиграть в "Угадайку". Этим можно заняться и дома, завязав ребенку глаза и предложив ему угадывать, чем Вы сейчас позвенели-постучали-побулькали, и на улице, вместе "разбирая" городской шум на "запчасти". Начинайте с небольшого количества звуков, постепенно доводя количество предметов, голоса которых ребенок должен удерживать в памяти, до десяти.

Вы думаете, что погремушки - удел исключительно детей первого года жизни? Ничего подобного! Это гениальное изобретение человечества не знает себе равных по многообразию областей применения. И сейчас они будут нам очень кстати.

Возьмите коробочки от шоколадных яиц или любые другие небольшие пластиковые емкости и наполните их разным по звучанию материалом: солью, крупой, песком, кнопками, спичками - два одинаковых набора - один для себя, второй для ребенка. Возьмите одну коробочку из своего и потрясите ей, предложив ребенку найти у себя точно такой же "звук". Игра продолжается до тех пор, пока все пары не будут собраны. По мере освоения игры, задачу можно усложнять - например, предложить ребенку находить не один звук, а определенную, заданную Вами последовательность.

Следующая игра особенно любима детьми. В Вашем доме наверняка найдется хотя бы один колокольчик. Завяжите ребенку глаза (зажмуриваться лучше не предлагать - слишком велико желание подсмотреть) и позвените колокольчиком на расстоянии 30 сантиметров справа (слева-впереди-сзади) от него, предложив махнуть рукой в ту сторону, откуда он услышал звук. Как альтернативу можем также предложить и активный вариант этой игры - знаменитые жмурки, когда водящий с завязанными глазами должен поймать игрока, в руках у которого колокольчик.

 

Ритм -  всему голова

Как мы говорили выше, ритмические слух и память тоже очень важны в неречевом (а значит, и речевом) развитии. К счастью, игры-упражнения для их развития тоже существуют.

Начать отработку ритмических структур можно с простого упражнения: Вы отстукиваете простейший ритм (например, "Спартак - чемпион": два удара - пауза - три удара) и предлагаете ребенку повторить за Вами. Очень важно, чтобы на первых порах ребенок видел Ваши руки, так ему будет легче справиться с заданием.

 

Вариантов выполнения ритмических заданий множество: можно отстукивать ритм по столу каждой рукой по отдельности, двумя вместе (стучать по столу или хлопать в ладоши), двумя по очереди, можно топать ногами. Ребенок может делать это и по очереди с взрослым, повторяя заданный Вами ритмический рисунок, после чего Вы с ним меняетесь ролями.

Мой голос - мой инструмент

Учитесь слушать, слушать и воспроизводить звуки, слоги и слова. Предложите ребенку произнести какой-либо звук, слог или слово сначала громко, потом тихо, сначала протяжно, потом отрывисто. Можно поиграть в любимую сказку, поочередно на разные лады говоря за действующих лиц.

Предложите ребенку рассказать стихотворение, одновременно хлопая в ладоши - на каждый слог (включая предлоги), только на ударные слоги, со сменой руки (или, как вариант, если ритм отстукивается ногой, то ноги), на каждое новое слово.

Запишите на магнитофон голоса ребенка, его друзей и родных, вместе прослушайте запись, угадывая, кто именно сейчас говорит. Ребенок должен узнать и свой голос. Хочется предупредить, что эта загадка может оказаться для него самой сложной, потому что голос "изнутри" слышится совсем не так, как он звучит "снаружи".

"Живым" вариантом угадывания голосов может стать игра "Кто позвал?": водящему закрывают глаза повязкой,  дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков зовет водящего по имени. Тот должен отгадать, кто его позвал.

Игры со словами

Речевое общение не ставит перед ребенком необходимости звукового анализа слова, тем не менее, это умение необходимо для чтения и письма. Освоить его совсем несложно - при помощи определенных упражнений даже младшие дошкольники очень быстро учатся выделять звуки, с которых слово начиналось и которым заканчивалось. Для этого нужно просто выделять интонацией тот звук, который и нужно определить: "м-м-м-молоко", "морс-с-с-с". Освоив это, уже в пять-шесть лет ребенок сможет назвать не только первый и последний, но все звуки слова и впоследствии не сделает глупых ошибок-описок вроде "слан" - "слон".

Существует множество упражнений, способствующих развитию фонематического восприятия - способности ребенка устанавливать, какие звуки слышны в слове, определять порядок их следования и количество.

Доскажи словечко.

В тулуп и валенки одет

Шел на охоту старый... (дед).

Раз в театр на балет

Папа нам купил... (билет).

Он ходит, голову задрав,

Не потому, что важный граф,

Не потому, что гордый нрав,

А потому, что он... (жираф).

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные… (подушка).

 Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась… (шишка).

Ты нас, мама, не ищи:

Щиплем мы щавель на щи.

В роще травку шевеля,

Мы нащиплем... (щавеля)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

Он известен, знаменит.

Это Доктор... (Айболит).

Ученик учил уроки,

У него в чернилах... (щеки).

Ходит по лесу хорек -

Хитрый маленький...(зверек).

Поймай звук

Предложите ребенку отправиться на охоту. "Дичью" будет определенный звук, услышав который в произнесенном Вами слове, ребенок должен хлопнуть в ладоши. Например, звук "с" и слова "ворона", "собака", "коза", "колбаса".

Фокусник

Вы задаете звук, а ребенок, как фокусник, должен "вытащить из шляпы" - то есть произнести - слова, где этот звук есть. Как более сложный вариант, Вы задаете ту позицию, где должен звук находиться - в начале, середине или конце.

Выбери слово

Прочитайте стихотворение, предложив ребенку из четырех близких по звучанию слов выбрать то единственное, которое необходимо по смыслу:

Что скатали мы зимой?.. (дом, ком, гном, сом)

Что построили с тобой?.. (дом, ком, гном, сом)

На крючок в реке попал?.. (дом, ком, гном, сом)

Может всё, хоть ростом мал?.. (дом, ком, гном, сом).

Светофор

 Дайте ребенку два кружка – красный и зеленый, который он должен поднимать, когда слышит правильно (зеленый кружок) или неправильное (соответственно, красный) произнесенное название того, что изображено на картинке. Затем покажите картинку и громко, медленно, четко произносите звукосочетания:

 

    БАМАМ       АЛЬПОМ

    ПАНАН        АБЛЁМ

    БАНАН        АЛЬМОМ

    БАНАМ        АЛЬБОМ

 

Кто лишний?

Вы произносите несколько слов, которые за исключением одного сходны по звуковому составу. Ребенок должен услышать и назвать лишнее: мак - бак - так - башмак, сыр - сор - бор - прибор и т.д.

Бусины

Вы называете по очереди звуки-бусины, из которых, собрав их в том порядке, как они прозвучали, ребенок должен собрать слово. Очень полезен и обратный процесс: Вы произносите слово, а ребенок, в свою очередь, называет звуки в той последовательности, в которой они в этом слове стоят.

Отгадай звук

Загадайте звук и произнесите три-четыре слова,  в каждом из которых этот звук есть, например, звук с: "сыр", "коса", "осина" - и предложите ребенку угадать, какой именно звук Вы загадали. Потом поменяйтесь ролями.

Звуковые цепочки

Все играли в города, поэтому правила следующей игры ни для кого не составят труда: Вы с ребенком по очереди называете слова, каждое из которых начинается с той буквы, которой закончилось предыдущее. Постепенно игру можно и нужно усложнять, предлагая ребенку называть слово, которое начнется с третьей буквы слова "корова".

 

 

Паровоз

Вашими помощниками в этой игре станет игрушечный паровозик с вагончиками и мелкие предметы домашнего обихода, игрушки, фрукты - словом, все что угодно, что можно в вагончики положить.

Машинист (им можете быть Вы, а можно назначить машинистом любимую игрушку ребенка) говорит, что в первом вагоне поедут предметы, которые начинаются на определенную букву, например, "с". Ребенок из предложенных ему предметов должен выбрать те, которые отвечают этому требованию. Как и в предыдущей игре, можно не ограничиваться только первыми буквами, предлагая в каждый следующий вагон погрузить предметы, начинающиеся с той буквы, на которую закончились слова из предыдущего вагончика: "салфетка" - "апельсин" - "неваляшка" и т.д.

Шутки – минутки

Играть можно всегда и везде, даже во время такого любимого всеми детьми занятия, как чтение. Читая ребенку стихи, намеренно заменяйте буквы в словах. Задача ребенка - услышать и исправить ошибку.

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

 

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин том.

 

За окошком зимний сад,

Там листочки в бочках спят.

 

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет мёд.

 

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

 

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

 

Божья коробка,

Полети на небо,

Принеси мне хлеба.

 

Незаменимыми помощниками являются и скороговорки

 

Утром, присев на пригорке,

Учат сороки скороговорки.

Кар-р-р! Картошка, картонка, карета, картуз.

Кар-р-р! Карниз, карамель, карапуз.

 

Вез на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

 

Шел Егор через двор

С топором чинить забор.

 

Как у нас семья большая

Да веселая:

Два у лавки стоят,

Два учиться хотят,

Два Степана у сметаны

Объедаются,

Две Дашки у кашки

Питаются,

Две Ульки в люльке,

Одна Маша не наша,

Да и та хороша.

 

Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.

 

В океане плыл диван.

А на нем лежал Иван.

Так приятно в океане

Плавать,

Лежа на диване.

 

Вероника, Вероника,

Вареников навари-ка.

Варе и Валерику - по паре вареников.

А Толе и Боре

И того поболе!

 

Дорог Алику рогалик,

Алле дал рогалик Алик,

Галя Алика ругала -

А рогалик ела Алла.

 

Немного игр, немного усердия (в первую очередь, как всегда, нашего, родительского), и Вашему ребенку не придется чувствовать себя "чужим среди своих". Общаться, и письменно, и устно, будет для него одним удовольствием.

учитель-логопед Носонова Елена Алексеевна